Педагогические настрои.
Любому учителю важно уметь регулировать свое психоэмоциональное состояние, памятуя о том, что по сегодняшним представлением часто не самими знаниями, а эмоциональный фоном на котором они подаются обучающимся, играет достаточно серьезную роль. В овладении своим эмоциональным миром большую помощь могут оказать аутогенная тренировка, медитация, тренинги. |
Настрой на дорогу в школу | Здравствуй дорога, ведущая меня к моим делам. Неспешно и с удовольствием я пройду каждый твой метр, наслаждаясь движением и возможностью дышать полной грудью. Я приветствую это небо, я приветствую это солнце, я приветствую эти деревья, я приветствую всю природу, которая окружает меня. Я мысленно приветствую всех людей, которых встречаю на своем пути. Толчея в транспорте не раздражает меня. Я защищен от нее прочной оболочкой спокойствия и доброжелательности. Я приду на работу в школу свежим и бодрым. |
Настрой на приход в школу | Я подхожу к моей школе и чувствую, как я внутренне преображаюсь. Я отодвигаю от себя все свои личные проблемы и заботы, мысленно настраиваюсь на хорошее расположение к каждому ребенку, которого встречу сейчас. Мое лицо излучает свет, тепло и доброжелательность. Мне приятно увидеть моих учеников. Я понимаю, что школе живется трудно. Школа отражает и несет в себе все беды и проблемы нашего общества. Господи, дай мне и моим коллегам мужество вынести все трудности нашего существования. |
Настрой на урок | Сейчас я должен быстро настроиться на предстоящий урок. Мысленным взором я охватываю класс и всех детей, находящихся в нем. Я хорошо чувствую атмосферу класса и настроение моих детей. Я могу видеть их всех вместе и каждого по отдельности и знаю, что надо сказать каждому. Я четко представляю себе план урока и что я должен на нем сегодня сделать. Проверка домашних заданий, опрос, объяснение нового материала, контрольные вопросы, задание на дом – все это я свободно держу в своей голове. Я готов к непредвиденным ситуациям, и у меня есть на них некоторые резервы времени. Во время урока я обязательно буду выкраивать несколько секунд для передышки и расслабления от делового напряжения. Я внутренне собран и освещен улыбкой. |
Настрой на разговор с родителями | Мне приходится воспитывать не только детей, но и родителей. Для многих из них школа – камера хранения, куда они сдают своих детей на время своей работы. Я буду терпелив, ровен, невозмутим, убеждая родителей своих учеников в том, как им надо общаться с их же детьми. Я понимаю, что у большинства из них нелегкая жизнь. Я буду оставаться разумным во всех вопросах общения с родителями. |
Настрой на сон | Сегодня я прожил большой и интересный день. Перед отходом ко сну я постараюсь «прокрутить» его события в обратном порядке, это полезно для развития моего самосознания. Сегодня я сделал почти все, что было намечено. Своим ученикам я передал частичку своих знаний и своего хорошего отношения к ним. Теперь мое тело расслабляется, мысли перестраиваются на приятные сны. Мне дышится легко и свободно. Я не чувствую за собой никакой вины и ни на кого из моих воспитанников я не держу обиды. Я буду спать до утра, не просыпаясь. Я всех люблю. Мир и покой во мне. Мир и покой вокруг. |
Памятка
Хотите благоприятно решать все свои конфликты? –Это возможно, если помнить, что
Часто после ссор трещина в отношениях остается надолго, болит как незаживающая рана. На такие конфликты нельзя махнуть рукой. Что же необходимо сделать?
Старайтесь следовать следующим правилам:
1. Попробуйте установить причину конфликта. Но старайтесь услышать друг друга, правильно понять.
2. Конфликт - это не повод оскорблять или стараться задеть другого. Победа здесь не важна, важно наладить отношения.
3. В конфликте держись существа разногласий, не пытайтесь сразу выявить все проблемы.
4. Ищите компромисс. Избегайте детского упрямства, откровенного эгоизма - это ведет к большим разногласиям.
5. Проявите мужество признать ошибку, если вы ее допустили.
Стратегии поведения в конфликте
Конкуренция «Чтобы я победил, ты должен проиграть». | Сотрудничество «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть». | Компромисс «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть». |
Избегание «Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него». | Приспособление «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть». |
Для конструктивного разрешения конфликта важно иметь в своем распоряжении различные подходы, уметь гибко пользоваться ими, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможности поступать и мыслить по-новому. Использовать конфликт как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения.
Как выражать неудовольствие поступками детей?
Можно выразить неудовольствие действиями ребенка, но не ребенком.
Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы непозволительными они ни были. Раз они возникли, значит - есть причины.
Недовольство действиями ребенка не может возникать то и дело – иначе это перерастет в неприятие ребенка.
Оценивайте поступок, а не личность. Дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.
Дайте понять, что когда неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным.
Имейте в виду, что педагог, который ругает ребенка за то, что он чего-то не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного за то, что он болен.
Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей.
Не уличайте в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы.
При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь отыскать объективнее причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.
Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.